Эта работа Станислава Говорухина, по мнению многих критиков, является одной из лучших российских картин. Тем не менее после выхода фильма были даже призывы запретить его прокат
Книга, по которой позже был снят фильм, была основана на реальных событиях. Дмитрий Данилов отомстил преступникам, которые изнасиловали его девушку, и в итоге был осужден на пятнадцать лет. Позже его историю рассказал в своей книге «Женщина по средам» известный автор детективов Виктор Пронин. Ну а Станислав Говорухин творчески переработал изначальный материал.
Когда Говорухин приступал к съемкам фильма, он уже знал: главную роль — пенсионера Афонина — будет играть только Михаил Ульянов. Правда, как рассказывал позже режиссер, на него в свое время обиделся Георгий Жженов — увидев фильм, тот посчитал, что это была бы его роль. «Он меня потом долго донимал: „Ах, моя роль, моя роль! Ну почему же ты меня не пригласил?“ Наверное, Жженов был бы хорош. Но лучше Ульянова никто бы это не сделал, потому что держится все на этом старике».
Роль внучки Афонина досталась молодой актрисе Анне Синякиной, которую Говорухин заметил и отметил в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния» (там она играла эпизодическую роль девушки по вызову). У Анны была серьезная конкурентка в лице Юлии Началовой. Она тоже участвовала в кинопробах, и именно эти две претендентки и вышли на финишную прямую. Обе не являлись актрисами — учились в Гнесинке, — и внешне девушек можно было отнести к одному типажу. Поскольку сам Говорухин, а также худсовет так и не решили, кто из них лучше, то право выбора Станислав Сергеевич отдал Ульянову. И тот предпочел именно Анну Синякину. Хотя на пробах она показала себя не очень-то достойно. У Анны никак не получалось заплакать. Но Ульянов умело сгладил ситуацию, поддержав юную актрису.
«Помню, когда я зашла, Ульянов сидел, разместившись в креслице. Такой хороший, что сразу захотелось к нему подойти, рядышком сесть. Мы начали работать, — рассказывала в одном из интервью Анна. — Для проб взяли сцену, когда внучка, после того как ее изнасиловали, приходит домой и ее встречает дедушка. Меня просили плакать на пробах. Делали несколько дублей. Первый раз я заплакала, а второй и третий — не смогла. Все — ступор, режиссер ругается: „Ты ничего не мо-о-ожешь!“ И вдруг Ульянов говорит: „Вы знаете, а я тоже никогда сам не плачу“. Позже Анна рассказывала, что во время съемок она сама вдруг поверила, что Ульянов — ее дедушка: настолько он ее опекал и огораживал от всех невзгод, параллельно тихонько обучая актерской профессии.
Поскольку на момент съемок Анна была несовершеннолетней, вместо нее в обнаженных сценах снималась дублерша. Точнее, сама Анна попыталась войти в кадр без одежды, то так застеснялась, что было принято решение пригласить другую девушку.
А вот бравая троица — Марат Башаров, Алексей Макаров и Илья Древнов — во всех сценах снимались сами. Даже когда у героя Башарова взрывается от выстрела бутылка шампанского между ног. Режиссер настойчиво советовал прибегнуть к услугам каскадеров, но Марат был непреклонен: „я сам“.
Кстати, на тот момент Марат Башаров встречался со своей будущей супругой Лизой, поэтому привозил ее на съемки. Так совпало, что в день рождения Лизы как раз снимали сцену изнасилования. Поэтому Марат даже сочинил стихи для любимой: „Ты, Лиза, прости, попытайся помиловать,/ Да, он пытался ее изнасиловать,/ Разбитая морда — тому доказательство./ Но есть и смягчающее обстоятельство,/ Чтоб жизнь не испортили слухи нам,/ В кино он снимался у Говорухина“.
Эти съемки были у Марата Башарова не первыми — до этого он уже успел засветиться в „Сибирском цирюльнике“. А вот Алексей Макаров и Илья Древнов в кино еще не снимались. Так, Макаров те съемки вспоминает как нечто невероятное. В силу своей неопытности, по словам Алексея, он вел себя словно „свинья в алгоритмах“. Год назад, когда ушел из жизни Станислав Говорухин, актер поделился своими воспоминаниями со съемок. „В дипломе ГИТИСа было написано: артист драм. театра и кино. Это было полуправдой. В съемочном процессе я не понимал ничего. Только мешал всем. И первый урок в первый же съемочный день в первом же дубле мне преподал Говорухин. Башаров, Древнов и я в живописных позах раскинулись на балконе, исполняя роль в меру своих способностей. Дубль был прерван возгласом Мастера: ‘Макаров!“ Я похолодел: „Да, Станислав Сергеич…“ — „Ты сейчас камеру видишь?“ — „Нет…“ — „Так и она тебя не видит!!“ И я сразу понял, что меня ждет много новых открытий. Это было прекрасно.
А в обеденный перерыв он, щурясь из-за дымящей трубки, по-свойски, на равных предложил пойти посоревноваться на турнике, кто больше подтянется. Я благоразумно отказался, понимая, что без шансов. Как и выиграть у него в шахматы».
Из всей троицы самым застенчивым был Илья Древнов. Ассистенту по актерам приходилось детально рассказывать ему тонкости съемок. «Илья Древнов больше всех нервничал по поводу этой сцены, — вспоминает Анна Синякина эпизод с изнасилованием ее героини. — А наш оператор Геннадий Энгстрем, большой шутник, запугивал его: „Тут мы поставим кресло и снимем тебя со спины голого“. И Илья велся: „Нет. Это невозможно“. Так что все было не очень просто».
После премьеры фильма все «насильники» еще долго не могли спокойно ходить по улицам. «Иду я однажды по Мосфильмовской улице, навстречу мне женщина. И эта женщина смотрит на меня, смотрит, а потом разворачивается и плюет с таким выражением лица, что понятно: я ей неприятен», — вспоминал как-то Алексей Макаров.
Все три актера позже не раз признавались, как непросто им было перевоплотиться в свои персонажи. А вот оператор фильма Геннадий Энгстрем в одном интервью серьезно припечатал эту троицу. «По-моему, ребята в „Ворошиловском стрелке“ в какой-то мере сыграли самих себя, — поведал он. — Я с ними на съемках особенно не общался, некогда было. Но потом с Лешкой Макаровым работал на других картинах. Он замечательный артист, но в быту я порой узнавал в нем типа из „Ворошиловского стрелка“. В том смысле, что натура у него агрессивная. И, глядя на него, думал, какой Станислав Сергеевич молодец, как точно его выбрал. Илюшка Древнов отличный актер, такой хорошей советской школы — типа Олега Даля. Марат Башаров, мне кажется, в жизни достаточно циничный. Ну и замечательно, что есть такие артисты — с такими характерами и личностными проявлениями».
Сам фильм снимался в Калуге. Никаких декораций не строилось: удалось ограничиться реальными интерьерами. Для многих сцен приглашались местные жители. В перерывах между кадрами Говорухин постоянно играл в шахматы, которые были одной из декораций. Причем если он не выигрывал, то вся съемочная группа ждала, когда он наконец поставит шах и мат очередному партнеру.
Однако нагрузки у всех были серьезными. На тот момент Говорухин был председателем Комитета по культуре в Государственной думе, поэтому ему нужно было уложиться в два месяца — пока у Госдумы значились официальные каникулы.
Жили все артисты в местной гостинице «Приокская». Самый большой номер был у Говорухина, который каждый вечер зазывал к себе съемочную группу. Поскольку у него была небольшая кухня, то там многие готовили себе еду (в целях экономии суточных). А кадры, как Анна Синякина варит пельмени, даже потом вошли в фильм: Говорухину показалось, что юная актриса делает это очень трогательно.
Судьба картины была непростой. Сразу после премьеры режиссера практически заклеймили за то, что он оправдывает самосуд. «Я был растерян, не ожидал такой реакции, — вспоминал Говорухин. — Михаил Александрович Ульянов тоже очень растерялся. Наверное, думал: ‘Зачем я в это ввязался?» Но прошло полгода, фильм появился в прокате, и вдруг — совершенно обратная реакция. Особенно старики оценили, они ожили, почувствовали, что есть среди них люди, которые могут отстоять их достоинство. Ульянову приходили мешки писем. Он стал национальным героем — таким маршалом Жуковым в мирное время. Теперь «Ворошиловский стрелок» — моя любимая картина. Я бы сейчас с удовольствием что-то такое же снял. Чтобы ударить по самому больному месту. Хотя это, конечно, ничего не изменит. Ни один фильм мой документальный ничего не дал, не изменил общественную, политическую ситуацию. И после «Ворошиловского стрелка» ничего не изменилось…«
Роль в ‘Ворошиловском стрелке» стала для Михаила Ульянова знаковой: в то время актер почти не снимался в кино, и можно сказать, что фильм стал самым заметным его проектом в уже довольно зрелом возрасте. Спустя одиннадцать лет после премьеры фильма не стало Владислава Галкина, сыгравшего участкового Подберезкина.
Карьера других звезд «Ворошиловского стрелка» сложилась по-разному. Алексей Макаров сегодня на слуху. Илья Древнов не снимается так часто, как мог бы. И Анна Синякина тоже появляется на экранах редко. По ее словам, она разочаровалась в кинематографе и не видит себя там. Последняя ее роль на сегодняшний день — Аннушка в «Анне Карениной». Также Анна играла на сцене театра «Школа драматического искусства», однако в последний раз она выходила на подмостки в 2012 году. Чем актриса занимается сейчас, неизвестно. Но в редких интервью она говорила, что категорически не хочет быть знаменитой, чтобы сохранить право на частную жизнь.